Научный журнал
Научное обозрение. Филологические науки

МООК «АБАЙ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»: СИНТЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Бегалиева С.Б. 1 Нурахунова Г.М. 1 Шмакова Е.С. 1
1 Казахский национальный педагогический университет имени Абая
В статье изучается проблема использования современных цифровых технологий и инструментов в популяризации творческого наследия великого казахского просветителя Абая Кунанбаева. Рассматриваются возможные цифровые ресурсы для создания мотивирующего к самообучению образовательного контента. Исследуются проблемы создания и внедрения массового открытого онлайн курса. Проводится мониторинг глобальных и региональных провайдеров, предоставляющих свои площадки для реализации массовых обучающих дистанционных курсов. Анализируются казахстанский и зарубежный опыт в данном вопросе. Поднимается проблема отсутствия устоявшейся методологической базы создания онлайн курсов с использованием современных цифровых инструментов. Авторами проекта разрабатывается модель МООК «Абай в контексте мировой культуры» с опорой на современные зарубежные источники и тенденции в создании массовых курсов. Рассматриваются новейшие цифровые инструменты, применяемые зарубежными коллегами в рамках создания МООК. Отмечаются стратегии педагогического дизайна в проектировании курса в целях эмоционального вовлечения и мотивации слушателей. Акцентируется внимание на психологическом аспекте в рамках создания курса, резюмируются результаты авторитетных ученых, проводивших исследования в области оценки психологических факторов, влияющих на успешность прохождения курса. В исследовании предлагается теоретическая модель МООК «Абай в контексте мировой культуры», включающая структуру, тематические блоки, некоторые цифровые инструменты.
моок
цифровое образование
творчество абая
дистанционное обучение
педагогический дизайн
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/edu/press/article/details/20392?lang=ru.
2. Токаев К. Абай и Казахстан в XXI веке. Перевод Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, февраль, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inform.kz/ru/abay-i-kazahstan-v-xxi-veke-perevod-stat-i-prezidenta-rk-kasym-zhomarta-tokaeva_a3618011.
3. Ruip?rez-Valiente J. A. et al. Large-scale analytics of global and regional MOOC providers: Differences in learners’ demographics, preferences, and perceptions. Computers & Education. Volume 180, 2022. ISSN 0360-1315, https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104426.
4. Кенжебаева З. С., Садырова М. С., Мухтар Е. С., Момынкулова Ш. О. Использование цифровых технологий в системе дистанционного образования: зарубежный опыт и Казахстан / // Вестник Казахского национального университета. Серия Педагогические науки. – 2021. – Т. 67. – № 2. – С. 40-50. – DOI 10.26577/JES.2021.v67.i2.05.
5. Климова, Е. В. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК): плюсы и минусы / Е. В. Климова // Цифровые инструменты в образовании : Электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Сургут, 02–03 апреля 2021 года. – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2021. – С. 77-78.
6. Akinkuolie B., Shortt M. Applying MOOCocracy learning culture themes to improve digital course design and online learner engagement //Educational Technology Research and Development. – 2021. – Т. 69. – №. 1. – С. 369-372. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09936-5
7. Chen Y. et al. Facilitating students’ interaction in MOOCs through timeline-anchored discussion //International Journal of Human–Computer Interaction. – 2019. – Т. 35. – №. 19. – С. 1781-1799. https://doi.org/10.1080/10447318.2019.1574056
8. Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6(42). – С. 312-321. – DOI 10.32744/pse.2019.6.26.
9. Sun Y. et al. Understanding students’ engagement in MOOCs: An integration of self?determination theory and theory of relationship quality //British Journal of Educational Technology. – 2019. – Т. 50. – №. 6. – С. 3156-3174. https://doi.org/10.1111/bjet.12724
10. Terras M. M., Ramsay J. Massive open online courses (MOOCs): Insights and challenges from a psychological perspective //British Journal of Educational Technology. – 2015. – Т. 46. – №. 3. – С. 472-487. https://doi.org/10.1111/bjet.12274/
11. Дендев Б. Информационные и коммуника ционные технологии в образовании: монография / Б. Дендев – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. –320
12. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Про-Пресс», 2020. - 33 p.
13. Ибатова А. З., Ильин А. Г. Изучение эффективности МООК в современном образовательном пространстве //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 1 (26). – С. 126-127. DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0030.

Введение. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, приоритетными являются задачи цифровизации образовательного процесса, обеспечения преемственности и непрерывности обучения, духовно-нравственного развития обучающихся [1]. Развитие дистанционного обучения в период глобализации становится экономически выгодным решением, отвечающим современным реалиям и принципу Life Long Learning. В этой связи актуальным становится вопрос: как идти в ногу с современными цифровыми технологиями и при этом сохранить идентичность, поддержать национальные традиции и культуру?

В статье «Абай и Казахстан в XXI веке» Президент РК Касым-Жомарт Токаев отмечает важность сохранения традиций и культуры казахского народа на пути к модернизации, глобализации и цифровизации общества. Связующим звеном между традициями, культурным наследием и интеграцией Казахстана в мировое образовательное пространство, по мнению Президента, может стать наследие великого казахского просветителя, педагога, новатора - Абая Кунанбаева. В своей статье Касым-Жомарт Токаев задает вопрос: «Почему бы не показать культуру и быт казахского народа через Абая?» [2].

Эту идею успешно реализует кафедра филологических специальностей для иностранных граждан КазНПУ имени Абая, организуя с зарубежными вузами-партнерами международные конференции, вебинары, круглые столы, посвященные наследию Абая. При организации и проведении таких мероприятий активно используются все современные цифровые возможности в области образования и коммуникации. При содействии кафедры были открыты центры Абая в Китае, Вьетнаме, Турции, Российской Федерации. Следующим шагом по продвижению наследия Абая в мировое образовательное пространство, с учетом цифровых инноваций и тенденций в этой области, является проект создания массового открытого онлайн курса «Абай в контексте мировой культуры».

Цель исследования. Целью настоящего исследования является создание модели МООК «Абай в контексте мировой культуры», обзор казахстанских и зарубежных цифровых образовательных площадок, аналитическое исследование цифрового инструментария для определения перспектив внедрения предлагаемого курса.

Актуальными проблемами в рамках настоящего научно-исследовательского проекта являются отсутствие открытых онлайн курсов по популяризации великого наследия Абая в странах ближнего и дальнего зарубежья с использованием цифрового потенциала в области образования.

Материалы и методы. В настоящем научном изыскании для анализа проблемы разработки, и внедрения массового открытого онлайн курса «Абай в контексте мировой культуры» будут использованы методы анализа научной литературы, международного опыта в создании и внедрении МООК, метод анализа и синтеза в целях оценки ситуации с внедрением МООК, методы моделирования при создании образовательного курса.

Результаты исследования и их обсуждение. МООК — это массовые открытые онлайн курсы, которые получили большое распространение в связи с развитием дистанционной формы обучения. Аббревиатура МООК основана на следующих составляющих: massive – доступный для широкой аудитории, open – основные части курса предоставляются бесплатно, online – материалы курса размещаются на специальных электронных ресурсах, course – содержание материала систематизировано по определенной учебной траектории и методике.

На глобальном рынке образования существует большое количество провайдеров, которые предлагают массовые открытые курсы по различным отраслям: Coursera, Future learn, edX, Canvas Network, Khan Academy.

Опираясь на научное исследование команды зарубежных ученых [3], представивших крупномасштабное аналитическое исследование мировой экосистемы провайдеров МООК, становится возможным констатировать тот факт, что наряду с основными глобальными поставщиками открытых дистанционных курсов (edX, Coursera и Udacity), существует ряд мало исследованных региональных площадок, осуществляющих провайдинг в области открытого цифрового образования.

Кроме того, исследователи актуализируют проблему, связанную с влиянием «языка обучения, культурных особенностей или локализованного дизайна курса на образовательный опыт учащихся в различных МООК» [3]. Это предполагает значительный шаг к пониманию того, как влияет региональный контекст на модели дистанционного обучения. Ученые доказывают, что языковые и культурные различия могут стать существенным препятствием для освоения дистанционного курса на платформах глобальных провайдеров (приводится список мировых провайдеров). И в этой связи актуальными становятся региональные образовательные площадки.

Казахстанские ученые и педагоги, согласно анализу отечественных публикаций, активно стали обсуждать проблему создания и внедрения в образовательный процесс МООК начиная с 2015 года. Второй волной научного и методологического интереса к данной проблеме стал вынужденный переход на дистанционное обучение в период пандемии Сovid-19. В 2016 году была презентована Национальная платформа открытого образования Казахстана (НПООК) (http://moocs.kz/), которая является региональным провайдером и включает 12 участников консорциума и 13 вузов партнеров, предоставляющих свои площадки для запусков МООК.

В целом — это образовательные площадки, созданные на основе глобальной платформы edX. Примером могут служить региональные цифровые площадки EduPage, LMS Sirius, Platonus, Univer, Moodle, Bilimland, Google Classroom, Univer, Platonus, Canvas, Daryn.online, Coursera, Zoom – использующиеся на всех уровнях образовательного процесса. Такие платформы, на базе системы edX и LMS, сформированы на казахстанском рынке цифровых образовательных услуг.

Однако, несмотря на повышенное внимание к дистанционному обучению в РК и к МООК, в частности, существует проблема «нехватки разработок по методологическим, концептуальным основам организации дистанционного обучения; нужны нормативно-правовые документы, касательно организации данной работы в деле подготовки востребованных и обученных специалистов» [4].

Актуальным вопросом при создании и внедрении МООК становится вопрос педагогического дизайна курса и вовлечения слушателей в образовательный процесс. Так, согласно статистическим данным российских исследователей, 80% слушателей не завершают курс, а максимальный показатель полного завершения курса в среднем составляет 40% [5]. В исследовании ученых из США [6] резюмируется проблема «адаптации МООК таким образом, чтобы он соответствовал как можно большему количеству студенческих ожиданий и удовлетворял их» [6]. Решением проблемы вовлечения слушателей в курс и мотивации к его завершению, по мнению исследователей, может стать проектирование курса в соответствии с дизайнерскими решениями популярных социальных сетей (Snapchat, Instagram, Facebook, TikTok и др.), путем «внедрения специальной функции прокрутки/пролистывания для онлайн-форумов, доступ к которым осуществляется через смартфон» [6].

Полезным цифровым инструментом в рамках МООК могут стать «доски для обсуждения, где студенты могут отвечать, используя аудио/видео, что может установить взаимопонимание» [6]. Китайские ученые создали специализированный инструмент синхронизированного комментирования DanMOOC, в результате применения которого обнаружилась положительная динамика онлайн взаимодействия как между тьютором и слушателями, так и внутри группы слушателей курса [7].

Не менее важным моментом в создании и внедрении МООК является оценка психологических факторов, мотивирующих активность слушателей в предлагаемом курсе. Этому вопросу посвящен ряд авторитетных исследований. Так, М. В. Клименских и др. проводят аналитическое исследование психологических предикторов эффективности онлайн-обучения. Исследование показало, что «ключевыми психологическими позициями, влияющими на эффективность студентов в условиях онлайна, являются … внутренняя и внешняя мотивация, личностные качества, открытость опыту, интеллект и учебный стаж» [8].

Китайскими исследователями были выявлены три основные психологические потребности, реализация которых положительно влияет на прохождение курса. Ученые экспериментально доказали, что «fulfillment of three basic psychological needs for autonomy, competence and relatedness have significant positive effects on intrinsic motivation, increasing students’ psychological engagement in MOOCs» [9].

Психологический аспект готовности слушателя к курсам становится предметом исследования британских ученых Terras M. M., Ramsay J. В своем исследовании они опираются на описание психологических детерминантов поведения слушателей курса и обсуждают ряд психологических проблем и барьеров, которые могут возникнуть у слушателей. Интересным моментом в исследовании является тезис: «the temporal dimension of learning is also addressed: how learners perceive time online, how this influences time spent on tasks and how this may impact on the effective use of MOOCs» [10].

Создание увлекательного и мотивирующего МООК подразумевает применение и верное соотношение разнообразных технологий посредством специальных цифровых сервисов. «Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения – коннективизма: разнообразие подходов, подход к обучению как к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как динамический процесс…» [11] При создании образовательного контента хорошо привлекать возможности программ подготовки электронных презентаций MS PowerPoint, Prezi, SlideRocet, VoiceThread и др.

Специальные инструменты для работы с мультимедийной информацией: Movavi Screen Capture, Camtasia Studio и др. помогут создать особые звуковые эффекты и музыкальные композиции. В ходе построения обучающей модели эффективно прибегать к различным общедоступным приложениям с интерактивными формами подачи материала. Платформы для созданий инфографики помогут предоставить обширный материал в краткой и лаконично выверенной форме: Canva, PosterMyWall, Piktochart, DesignCap [12]. Цифровое приложение Visme поможет визуализировать информацию курса и заметно оживить подачу теоретического материала. Приложение Storybird – это прекрасная возможность для обобщения полученных сведений и создания собственных красочных историй на выбранную тему.

При подготовке лекционных и практических занятий в видеоформате широко применяются цифровые средства для редактирования снятого материала: Movavi, Camtasia, oCam Screen Recorder, iMovie. Короткие резюмированные сообщения, сопровождающие аудиоматериал курса, созданные на платформе Thinglink позволят разнообразить подачу материала. Интересные задания, динамичные формы, игровые средства обучения, хронологические ленты можно создавать через сервис H5P.

Контрольно-измерительный блок МООК целесообразно снабдить специальными программными сервисами. Современные программные пакеты для контроля знаний позволяют значительно облегчить труд педагогов, самостоятельно анализируя ответы, распределяя задания по уровню сложности, автоматически рассылая задания. Наибольшее распространение среди пользователей получили Google формы, которые способны создавать и сохранять разные формы вопросов. Online Test Pad – это универсальный конструктор различных тестовых задач и заданий. БанкТестов РУ – сервис для создания тестов и их автоматической проверки в интернете. Контрольно-измерительные программные средства с каждым годом совершенствуются и предлагают пользователям самые широкие возможности для диагностики знаний.

Несмотря на широкий выбор предлагаемых дисциплин МООК, изучению гуманитарных предметов, направленных на приобщение слушателей к творчеству духовных общечеловеческих лидеров остается практически не разработанной. «Вместе с этим свободной от МООК остаётся, например, сфера традиционной культуры, так как нет сил в обществе, заинтересованных в оживлении традиционной культуры и традиционных знаний, традиционного отношения к жизни и мудрости, как проявления всего накопленного опыта поколений» [13]. Путем решения данной проблемы авторский коллектив настоящего исследования видит создание массового открытого онлайн курса «Абай в контексте мировой культуры» с использованием современных цифровых инструментов.

Анализ научно-теоретических публикаций, посвященных созданию цифровых образовательных курсов, позволил выявить основные структурные элементы МООК. Онлайн курсы состоят из нескольких учебных блоков: теоретический, практический и контрольно-измерительный. В каждом блоке предполагается создание обратной связи для консультаций с лектором и тьютором, взаимодействия слушателей друг с другом, мотивации и поощрения участников образовательного процесса. Представленные в обзорной части исследования казахстанские и зарубежные модели массовых онлайн курсов определили модель МООК «Абай в контексте мировой культуры», предполагающую три блока:

I.Теоретический блок содержит обучающий материал в формате видео- и аудио продукции: авторские видеолекции создателей курса, зарубежных ученых из вузов-партнеров ближнего и дальнего зарубежья (МПГУ, РУДН (Россия), Ханойский педагогический университет (Республика Вьетнам), Чжецзянский университет иностранных языков (ЮЕСЮ, Китай), Педагогический университет Гази (Gazi Üniversitesi E?itim Bilimleri Enstitüsü, Турция), Бакинский государственный университет (Азербайджан); дополнительные материалы по биографии и творчеству Абая, размещенные на популярных видеохостингах; видеопроекты, созданные преподавателями и студентами кафедры филологических специальностей для иностранных граждан КазНПУ им. Абая. Аудиоматериал: аудиокниги по произведениям и творчеству Абая, выразительное чтение стихотворений Абая на разных языках профессиональных декламаторов, музыкальные произведения, созданные Абаем; презентации о жизни и творчестве казахского мыслителя.

II. Практический блок содержит материалы практических занятий: выполнение заданий по материалам лекций, выразительное чтение произведений Абая, лингвистический анализ текстов отдельных произведений Абая, аналитическое исследование стихотворений, поэм и слов назиданий, написание творческих работ и выполнение проектов.

III. Контрольно-измерительный блок направлен на выявление уровня освоения теоретического и практического материала курса. Задания содержат тестовые материалы, вопросы открытого и закрытого типа, вопросы по типу «установить соответствие», задания на сортировку и классификацию, определение последовательности, составление синквейнов, ментальных карт, кластеров.

Программа курса состоит из трех модулей: биография Абая Кунанбаева (простой и продвинутый уровень), творчество Абая Кунанбаева (простой и продвинутый уровень), Абай в контексте мировой культуры (переводы произведений Абая, глобальные челленджи, посвященные Абаю и др.).

Каждый модуль предполагает дифференциацию заданий по уровню сложности, в зависимости от контингента обучающихся. Тематические рубрики представляют собой самостоятельные электифвные блоки, которые можно пройти по выбору, в зависимости от предпочтений слушателей. Модуль состоит из несколько уровней, построенных по принципу «от простого к сложному». В структуре модуля большое внимание удаляется обратной связи с учащимися с использованием современных цифровых образовательных инструментов: слушателям будут предоставляться открытые площадки для дискуссий, общения на избранные темы, обсуждений проблемных вопросов.

Выводы. Таким образом, создание модели МООК «Абай в контексте мировой культуры» отвечает современным тенденциям в области аналитики, создания и внедрения массовых онлайн курсов в образовательный процесс с использованием передовых информационных сервисов и инструментов. Опираясь на опыт зарубежных и казахстанских ученых, в разработке модели курса учтены следующие условия:

1. Проведен мониторинг региональных провайдеров, предоставляющих свои площадки для реализации дистанционного обучения.

2. Намечен план адаптации курса средствами педагогического дизайна в целях стимулирования эмоциональной вовлеченности потенциальных слушателей.

3. Проведена оценка психологических факторов готовности слушателей к курсу (в качестве основного контингента слушателей выступают иностранные граждане).

4. Изучен рынок цифровых сервисов и инструментов для создания качественного образовательного контента (сервисы для создания интерактивных заданий, кроссвордов: Quizizz, «Фабрика кроссвордов», Flippity; ментальные карты: Mindmeister, IBrainstorm, Xmind; онлайн-доски: Padlet, Popplet, Twiddla; дискуссионные площадки: Open Space, Unconference, World Café, PechaKucha; инструменты синхронного комментирования DanMOOC и др.)

В век технократии и цифровизации интернет-пространство стремительно завоевывает сознание людей. К сожалению, в виртуальном мире пока не преобладают программы, несущие духовно-нравственные ценности и показывающие лучшие модели социального поведения. МООК являются современной и эффективно развивающейся формой дистанционного обучения, хорошим инструментом межкультурного взаимодействия, предоставляющим широкие возможности для популяризации гуманистических идей национальных лидеров.

Исследование финансируется Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая (договор № от 2022 года).


Библиографическая ссылка

Бегалиева С.Б., Нурахунова Г.М., Шмакова Е.С. МООК «АБАЙ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»: СИНТЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ // Научное обозрение. Филологические науки. – 2022. – № 1. ;
URL: https://science-philology.ru/ru/article/view?id=1 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674