Научный журнал
Научное обозрение. Филологические науки

О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИЗУЧЕНИЯ РИТМА РЕЧИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Вишневская Г.М. 1 Зверев М.Э. 1
1 Ивановский государственный университет
Настоящая статья задумана как теоретический обзор основных положений в области системной (интегративной) вербальной ритмологии. На современном этапе фонетической науки вербальная ритмология, объектом которой является ритм речи, изучает ритмообразующие факторы (и их иерархию), участвующие в формировании ритмической системы языка и речи, а также универсальные, типологические и специфические механизмы ритмической организации звучащей речи. Теоретический анализ проводится на следующих уровнях: а) выявление экзистенциональных характеристик универсального ритма, б) описание свойств вербального ритма, в) уточнение иерархии единиц ритма речи и г) обзор основных функций ритма в речевой коммуникации. Материалом исследования послужили теоретические, историографические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных ученых-фонетистов в области общей фонетической науки и вербальной ритмологии XX-XXI века. В работе подчеркивается мультидисциплинарный и конвергентный характер самого ритмического явления, поскольку ритм может рассматриваться с позиции различных дисциплин общего научного знания (философия, лингвистика, биология, нейронаука, психология, литературоведение, культурология и др.). Авторами отмечается, что интегративный (системный) подход к ритму речи позволяет обеспечить взаимодействие теории и практики в обучении иноязычной звучащей речи.
ритм речи
вербальная ритмология
невербальная ритмология
фонетическая наука
фонетическая историография
интегративный подход
1. Антипова А. М. Ритмическая система английской речи. М.: Высшая школа, 1984. 119 с.
2. Бойчук Е. И. Анализ ритма прозы: (на материале французского языка). Ярославль: Издательство "Канцлер", 2019. 232 с.
3. Бойчук Е. И. Ритм художественного текста как средство суггестивного воздействия // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1. № 2. С. 129-133.
4. Античные теории языка и стиля (антология текстов). СПб: Алетейя: Кренов, 1996. 363 с.
5. Выготский Л. С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии: сборник статей сотрудников Московского государственного института экспериментальной психологии / ред. К. Н. Корнилов. Л.: Государственное издательство, 1926. С. 169-173.
6. Кривнова О. Ф. Интонационно-смысловое членение в прозе: иерархическая организация и средства ее выражения // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. 2017. № 14. С. 12-27.
7. Методы анализа звучащей речи: новые измерения и результаты: Коллективная монография / Т. И. Шевченко Е. А. Бурая И. Е. Галочкина [и др.]; Московский государственный лингвистический университет. 2-е издание, переработанное и дополненное. Дубна: Феникс+, 2020. 252 с.
8. Филатова Ю. О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2015. 43 с.
9. Вишневская Г. М., Зверев М. Э. Экскурс в историю становления современной ритмологии (вопросы теории и практики) // Иностранные языки в школе. 2022. № 3. С. 29-36.
10. Потапов В. В. Динамика и статика речевого ритма: Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков / Предисл. В. К. Журавлева. Изд. стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2016. 344 с.
11. Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. Вып. 11. Славянский стих. М., 2017. 352 с.
12. Бурая Е. А. Методы исследования восприятия речевого ритма // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2015. № 1(712). С. 18-26.
13. Шевченко Т. И., Сокорева Т. В. Просодический аспект трилингвизма у русских и китайских обучающихся (на материале чтения) // Фонетическая рапсодия 2021: межвузовский сборник научных трудов. Иваново: Ивановский государственный университет, 2021. С. 228-232.
14. Gibbon D. The Rhythms of Rhythm // Journal of the International Phonetic Association. 2021. P. 1-33.
15. White L., Zofia, M. Speech Rhythm and Timing // Gussenhoven C., Aoju C. (Eds.). The Oxford Handbook of Language Prosody. Oxford: Oxford University Press, 2020. 167-182.
16. Шевченко Т. И. Социофонетика: Национальная и социальная идентичность в английском произношении. 2-е изд., доп. М.: ЛЕНАНД, 2016. 240 с.
17. Potapova, R. K. Modern Trends in German Speech Variability // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. No 5(821). P. 167-205.
18. Dauer R. M. Stress-Timing and Syllable-Timing Reanalyzed // Journal of Phonetics. 1983. Vol. 11. No 1. P. 51-62.
19. Gussenhoven C. Suprasegmentals // Wright J. D. (Ed.). International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences. 2nd ed. Oxford: Elsevier, 2015. Vol. 23. P. 714-721.
20. Post B., Payne E. Speech Rhythm in Development: What is the Child Acquiring? // P. Prieto, N. Esteve-Gibert (Eds.). Prosodic Development in First Language Acquisition. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2018. P. 125-143.
21. Вишневская Г. М. Обучение английскому речевому ритму в условиях русскоязычной интерференции (на материале лимериков) // Язык и культура: Сборник статей XXIX Международной научной конференции, Томск, 16–18 октября 2018 года / Ответственный редактор С.К. Гураль. Том Часть 2. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. С. 296-301.
22. Дубовский Ю. А. Основы английской фонетики. 2-е издание. М.: Общество с ограниченной ответственностью "ФЛИНТА", 2014. 344 с.
23. Касевич В. Б. Когнитивная лингвистика: В поисках идентичности. М.: Языки славянской культуры, 2013. 191 с.
24. Кривнова О. Ф., Князев С. В., Смирнова О. С. Интонационное членение и сегментируюшая сила словоразделов в звучащем тексте (данные перцептивного эксперимента) // Труды института русского языка им. В. В. Виноградова. 2018. № 17. С. 128-140.
25. Бурая Е. А. Просодический ритм и коммуникативная аккомодация // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 1(830). С. 41-50.
26. Касевич В. Б. Соссюр. Корпус. Щерба. Онтолингвистика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 7-12.
27. Kobayashi S., Arvaniti A. Linguistic Experience and Rhythm Perception // Speech Prosody. 2020. P. 551–555.
28. Tilsen S., Arvaniti A. Speech Rhythm Analysis with Decomposition of the Amplitude Envelope: Characterizing Rhythmic Patterns within and across Languages // J. Acoust. Soc. Am. 2013. No 134. P. 628-639
29. Chen L., Liu Lei et al. The Role of Rhythm in Auditory Speech Understanding // Advances in Psychological Science. 2022. 30. P. 1818.
30. Ramus F., Nespor M., Mehler J. Correlates of Linguistic Rhythm in the Speech Signal // Cognition. 1999. Vol. 73. P. 265-292.
31. Suni A., ?imko J. at al. Hierarchical Representation and Estimation of Prosody Using Continuous Wavelet Transform // Computer Speech and Language. No 45. 2017. P. 123-136.
32. Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский язык. Фонетика: Учебник. 1-е изд., М.: Издательство Юрайт, 2020. 380 с.
33. Fletcher J. The Prosody of Speech: Timing and Rhythm // The Handbook of Phonetic Sciences, 2nd ed. / W. J. Hardcastle, J. Laver, F. E. Gibbon (Eds.). Wiley-Blackwell, 2013. P. 523-579.
34. Potapov V. V. Rhythmic Structuring of the Speech Flow (regarding Slavic languages) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. No 1(687). P. 171-188.
35. Potapov V. V. The Concept of ‘Speech Rhythm Patterns’ in Russia: Main Trends in Linguistic Studies // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. No 13(699). P. 21-28.
36. Gibbon, D., Xuewei, L. Rhythm Zone Theory: Speech Rhythms are Physical after all // Magdalena, Wrembel, Agnieszka, Kie?kiewicz-Janowiak and Piotr, G?siorowski (Eds.), Approaches to the Study of Sound Structure and Speech: Interdisciplinary Work in Honour of Katarzyna Dziubalska-Ko?aczyk. London: Routledge, 2020. P. 109-118.
37. Jeon Hae-Sung, Arvaniti A. Rhythmic Grouping in English, Greek and Korean: Testing the Iambic-Trochaic Law // Speech Prosody. 2016. P. 1134-1138.
38. Langus A., Mehler J., Nespor M. Rhythm in Language Acquisition // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. Vol. 81. Part B. 2017. P. 158-166.
39. Шевченко Т. И., Сокорева Т. В. Английский ритм как выделенность ударных слогов (корпусный анализ влияния возраста и гендера) // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 2. № 1, 2016. С. 109-120.
40. Buraya E. A. Prosodic Rhythm in Australian English (Gender Differentiation) // Theoretical and Applied Linguistics. 2021. Vol. 7. No 4. P. 5-15.
41. Вишневская Г. М. Методология и технология экспериментального анализа звучащего дискурса // Теория и практика иностранного языка в высшей школе. 2016. № 12. С. 22-28.
42. Павлова А. В., Светозарова Н. Д. Фразовое ударение в фонетическом, функциональном и семантическом аспектах. М.: Флинта; Наука, 2018. 664 c.
43. Wichmann A. Functions of Intonation in Discourse // Reed M., Levis J. M. (Eds). The Handbook of English Pronunciation. Wiley Blackwell, 2015. P. 175-189.
44. Томашевский Б. В. Проблема стихотворного ритма // Избранные работы о стихе: Учебное пособие / Вступ. ст. Е. В. Хворостьяновой; Комментарии С. И. Монахова, К. Ю. Тверьянович, Е. В. Хворостьяновой. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2007. С. 24-52.
45. Пешковский А. М. Лингвистика. Поэтика. Стилистика / сост., науч. ред., подгот. текста, вступ. ст. и прим. О. В. Никитина. М.: Флинта, 2018. 710 c.
46. Черемисина-Ениколопова Н. В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2013. 520 с.
47. Андросова С. В. Акустические и перцептивные корреляты цельнооформленности слога (экспериментально-фонетическое исследование на материале американской спонтанной речи): автореф. дис. … д-ра филол. наук. Москва, 2013. 40 с.
48. Сокорева Т. В. Возрастные изменения речевого ритма (экспериментально-фонетическое исследование на материале корпуса диалогической речи жителей США): дис. ... канд. филолол. наук. Москва, 2018. 212 с.
49. Fuchs R. Speech Rhythm in Varieties of English. Evidence from Educated Indian English and British English. Springer, 2016. 216 p.
50. Krivokapi? J. Rhythm and Convergence between Speakers of American and Indian English // Laboratory Phonology. 2013. Vol. 4 (1). P. 39-65.

Введение

Настоящая статья задумана как теоретический обзор основных положений в области современной (главным образом системной, или интегративной ритмологии) вербальной ритмологии и речевого ритма. Предметом настоящего исследования является установление характеристик ритма речи как системного явления, организующего язык в целом. Основные задачи теоретического анализа (обзора) заключаются в следующем: а) выявить экзистенциональные характеристики универсального ритма, б) описать основные свойства вербального ритма, в) установить иерархию единиц ритма речи и г) определить основные функции ритма в речевой коммуникации. Материалом исследования послужили теоретические, историографические и экспериментальные работы отечественных и зарубежных ученых-фонетистов в области общей фонетической науки и вербальной ритмологии XX-XXI века.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретические основания изучения вербального ритма: Общая ритмология и универсальный ритм

Известно, что одним из проявлений универсального закона эволюции и организации материального и нематериального мира (материи, природы) является экзистенциональный (общебытийный, универсальный) ритм (др.-греч. ?υθμ?ς, лат. rhythmus). Ритм в своей первооснове является моторным процессом. Ритм всегда продуцируется и воспринимается индивидуумом [1, 2, 3]. Будучи связан с ритмами среды обитания и самого организма как части природы, его свойства коренятся в биологической природе человека. Физиологи утверждают, что любые движения человека, кроме однократных, ритмизованы. Речь, как вид человеческой деятельности, включающей и двигательную активность, тоже с неизбежностью должна быть ритмизована по чисто биологическим мотивам.

В античной риторике уже была осознана связь ритма речи с респираторной системой человека (дыханием.) По словам Цицерона, «…самый большой возможный комплекс слов – это тот, который может быть произнесен одним запасом дыхания» [4, с. 259]. В 1926 г. выдающийся психолог Л. С. Выготский отметил, что вербальный ритм устанавливает (предопределяет) соответствующий характер дыхания: «Каждое стихотворение или отрывок прозы имеют свою систему дыхания в силу непосредственного приспособления дыхания к речи. Писатель творит не только ритмы слов, но и ритмы дыханий. Читая Достоевского, мы дышим иначе, чем читая Чехова. Тон рассказчика есть ритм нашего дыхания» [5, с. 173]. Ритм (главным образом вербальный ритм) также тесно связан с семантикой (т.е. с выполнением коммуникативной функции): чередованием фаз вдоха и выдоха, из которых вдох короче выдоха, поскольку на выдохе происходит речеобразование. Тем не менее ритм дыхания регулирует ритм речи не сам по себе, а во взаимодействии с семантическим фактором, т. е. ритм речи соотносится со смыслом (см. [6, 7, 8] и др).

Ритм как формообразующее начало организует пространство и время (см., например, [9, 10]). Универсальный ритм определяется, с одной стороны, как «форма и результат движения» ([11]) и структурирование пространственно-временно?го континуума, а с другой – как (квази-)периодичность во времени определенных единиц и как последовательность пространственных форм.

Поликомпонентность универсального ритма можно свести к его следующим основным типам: космический, биологический, психологический, механический, социальный (социокультурный), художественный и вербальный (речевой) [12, 13]. Экзистенциальный ритм является объектом описания общей теории ритма (общей ритмологии), составными компонентами которой выступают невербальная и вербальная ритмология и их объекты – невербальный и вербальный ритм. Невербальный ритм включает в себя все структуры универсального ритма, кроме вербального. Космический ритм включает качественно-количественные изменения природы, происходящие под влиянием космических факторов. К биологическому ритму могут быть отнесены физиологические и нейрофизиологические ритмы живых организмов. В фокусе внимания психологического ритма находится психическая активность человека в онтогенезе и филогенезе. Механический ритм предполагает строгую периодичность явлений и связан с работой различных видов машин. Социальный ритм связан с квазипериодичностью и периодичностью социальной жизни и деятельности человека. Художественный ритм предполагает ритмическую организацию произведений искусства и литературы (живописи, танца, музыки, архитектуры, художественной литературы) [14, 15]. Для механических и биологических ритмов характерна однородная вариативность, которая проявляется в том, что она (вариативность) возникает в самом периодическом явлении. Движение в ритмическом ряду носит линейный поступательный характер [16, 17]. Ритму речи как объекту вербальной ритмологии посвящен следующий раздел настоящей статьи.

Вербальная ритмология и ритм речи (системный, или интегративный, подход)

Известно, что системный подход к любому феномену можно рассматривать как универсальный инструмент в изучении сложноорганизованных объектов, т.е. систем. Парадигма системного подхода к анализу вербального ритма начала разрабатываться приблизительно в 30-е годы XX в. (см. работы А. М. Пешковского и Б. В. Томашевского). В зарубежной фонетической науке схожие концепции стали появляться несколько позднее ([18, 19, 20] и др.).

Тем не менее, наиболее полно, на наш взгляд, эта концепция была разработана в исследованиях проф. А. М. Антиповой в 80-е гг. XX в. Дальнейшее теоретическое и главным образом экспериментальное осмысление ритма звучащей речи и ритмообразующей функции просодии позволило проф. А. М. Антиповой применить системную парадигму к описанию феноменов речевого ритма. Данная научная концепция ученого была защищена в виде диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в 1980 г. Важно еще раз подчеркнуть, что и диссертация, и последующая монография «Ритмическая система английской речи» (1984) построены на обширном экспериментальном материале. В данных работах рассматривается просодический аспект ритма речи, иными словами, в фокусе внимания ученого находится просодия как ритмообразующий фактор, участвующий в формировании ритма речи. Исследователь выделяет следующие основные аспекты ритма речи, которые релевантны и для современной фонетической теории: а) иерархический характер ритмической системы, проявляющийся во всех видах речевой деятельности (прозаическая, поэтическая, квазиспонтанная и другие типы речевой деятельности); б) место ритма речи в просодической и интонационной системе, т.е. определение связи между просодией, интонацией и ритмом речи; в) роль просодии в формировании ритма речи и ритмических (ритмообразующих) единиц, их просодическое оформление и г) роль просодии в определении специфики ритма различных видов речевой деятельности.

На современном этапе фонетической науки вербальная ритмология, объектом которой является ритм речи, изучает, с одной стороны, ритмообразующие факторы (и их иерархию), участвующие в формировании ритмической системы языка и речи, а с другой – универсальные, типологические и специфические механизмы ритмической организации звучащей речи. На наш взгляд, ритмическая система языка и речи, или система ритмообразующих факторов, в ее фонетической экспликации может состоять из нескольких слоев – ритмообразующие уровни (сегментный, слоговой, акцентный (уровень словесной просодии), просодический, интонационный), ритмообразующие единицы и ритмообразующие функции. Эти слои, в свою очередь, обладают собственными компонентами, которые также могут изучаться как самостоятельные системы.

Вербальный ритм, или ритм речи, пронизывает все слои языковой системы и во многих своих чертах носит универсальный характер. При этом ритм речи может рассматриваться с точки зрения следующих аспектов:

1. как универсальный закон регуляции человеческой активности, протекающий в квазипериодической и периодической форме напряжения и расслабления [21, 22, 23];

2. как стержень фонетико-фонологической системы речевой деятельности субъекта [24];

3. как периодичность (и квазипериодичность) сходных и соизмеримых явлений (единиц) во времени и пространстве [25, 26];

4. как первичное свойство кодирования речи, которое становится доступным и активируется на ранних стадиях процесса фонологического кодирования, еще до того, как определяются сегментные, просодические и интонационные детали звуковой формы слова [27, 28];

5. как важнейший параметр управления артикуляцией, иными словами ритм речи связан с созданием абстрактных когнитивных схем, которые выполняют управляющую функцию по отношению к этапу артикуляции [29];

6. как иерархически упорядоченная («цифровая») система, организующая язык в целом и формирующаяся всеми его уровнями и средствами (графическими, фонетическими, морфонологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими, семантическими, стилистическими, прагматическими) [30, 31].

Тем не менее квазипериодичность (квазирегулярность) и периодичность (регулярность) в речи являются базовыми свойствами как универсального, так и вербального ритма, участвующими в процессах интеграции и дезинтеграции звучащего речевого потока и в его относительной упорядоченности (квазиупорядоченности). Заметим, что, строго говоря, периодическими можно считать только такие колебания, которые, во-первых, длятся бесконечно, а во-вторых, имеют абсолютно идентичные колебательные циклы. Таких колебаний в природе не существует, так как, во-первых, все колебательные движения со временем затухают, а во-вторых, природные звуковые сигналы имеют не вполне идентичные колебательные циклы. Поэтому, говоря о периодических колебаниях, мы имеем в виду колебания, которые в действительности являются квазипериодическими – то есть такими, которые хотя и затухают, но достаточно медленно (по сравнению со временем одного колебательного цикла), а структура их периодов в значительной мере сходна, хотя и не идентична ([32], см. также [33, 34, 35] и др.). Дифференциацию вышеупомянутых терминов также можно провести на уровнях «нормы» и «патологии» деятельности индивидуума. Квазипериодичность (квазирегулярность) есть «норма», а периодичность (регулярность) – «патология». Эта дихотомия обусловлена главным образом экспериментальными данными (по данным Е. Н. Винарской): при психических заболеваниях (некоторых видах шизофрении и эпилепсии) в покое резко увеличивается число синхронно работающих точек мозга. Замечено также, что речь людей при некоторых формах психических расстройств очень монотонна за счет повторения отдельных слогов, конструкций и мелодики, то есть речь доведена до крайней степени ритмичности. Ряд специальных исследований, проводившихся на материале патологической речи («отрицательный языковой материал» по Л. В. Щербе), подтверждают указанный тезис. Повторяющиеся элементы ритмической системы языка и речи (ритмическая структура и др.) теряют свою вариативность и приобретают черты «механического» сходства. Такая периодичность продуцирует монотонность (т.е. однородность тонального уровня просодии и интонации и повторение сходных элементов) [36, 37, 38].

Квазипериодичность и периодичность элементов речи оформляются при помощи различных единиц, которые составляют определенные ритмообразующие уровни системы вербального ритма – сегментный, слоговой, акцентный (проминантность на уровне слова), просодический, интонационный. К сегментному ритмообразующему уровню можно отнести чередование гласных и согласных, повторение одинаковых звуковых единиц (ассонанс и аллитерация) или их групп (комплексов) и др. Заметим, что сегментный ритмообразующий уровень остается слабо изученным (особенно на материале так называемого «естественного дискурса»). На слоговом ритмообразующем уровне рассматривается слог (силлабическая структура) как ритмообразующий фактор. К акцентному ритмообразующему уровню относится феномен словесного ударения (словесной просодии) как фонологической характеристики слова. Супрасегментный (просодический и интонационный) ритмообразующий уровень выражен в использовании определенных тональных, динамических, временны?х и других контуров. Необходимо отметить, что именно просодия во многом делает явления сходными и соизмеримыми. Просодия также создает вариативность однотипных единиц ритма речи. Дальнейшие исследования в области вербальной ритмологии [39, 40, 41] показали, что сходство ритмообразующих единиц определяется в основном мелодическим и акцентным компонентами просодии и интонации, а их соизмеримость – временны?м компонентом. Проф. А. М. Антиповой отмечает в докторской диссертации (1981) и монографии (1984), что изучение ритма следует вести через изучение просодии, поскольку просодия во многом формирует само квазипериодическое явление. В этом проявляется ритмообразующая функция просодии. Если это так, то ритм речи, в свою очередь, можно рассматривать как просодическое явление, как определенный функциональный слой просодии, который формируется всеми ее компонентами. Это не означает, что ритм вбирает в себя весь комплекс просодических средств. Ритм отбирает и использует те, которые необходимы для формирования квазипериодических явлений. Просодический аспект ритма лишь часть сложной ритмической системы.

Отметим, что в 70-90-е годы произошел так называемый «просодический и дискурсивный бум» (см., например, [42, 43 и др.). Такая парадигматическая трансформация в фонетических (ритмических) теоретико-экспериментальных исследованиях привела к смене фокуса научных разысканий. Ранее объектом изучения являлась преимущественно односинтагменная фраза. На современном этапе развития фонетической теории можно говорить об интегративной иерархии просодических составляющих, или уровнях просодического анализа, включающей в себя слоговую просодию (слоговые тоны), словесную просодию, фразовую просодию и дискурсивную просодию. Отметим, что вопрос взаимодействия, взаимосвязанности и взаимообусловленности словесной и фразовой просодий чрезвычайно актуален. Теоретико-инструментальные исследования фонетических характеристик словесного ударения (лексического ударения, ударения на уровне слова, словесной просодии) и изучение динамического контура просодии и интонации показали сложное переплетение между словесной (словесным ударением) и фразовой просодией (фразовой интонацией) (см. также работы Т. М. Николаевой, С. В. Кодзасова, О. Ф. Кривновой, Т. И. Шевченко, Г. М. Вишневской и др.). Однако об этом еще в 1929 г. писал Б. В. Томашевский [44, с. 37-38]: «При анализе интонационного строя не следует упускать из виду одну его сторону, которую можно назвать “иерархией” интонации… В живом звучании… от слога мы восходим к слову, а от слова к различительным степеням фразового членения, к речевым тактам, фразам, предложениям, периодам… Фразовое членение производится иерархически, с подчинением менее крупных единиц более крупным». Понятно также, что одни фонетические явления легко обнаруживаются на уровне слоговой просодии (например, слоговые тоны в тональных языках), а другие проявляются на более протяженном отрезке дискурса и текста (мелодика, паузация и др.). Именно изменение подхода к изучению звучащего материала конкретного языка, на наш взгляд, привело к усложнению картины описания ритмической организации языка и речи. При этом увеличивается количество (до этого в фокусе внимания были временны?е или акцентуационные явления) ритмообразующих факторов (ритмообразующих уровней, единиц и функций), участвующих в формировании вербального ритма.

Иерархический характер организации ритмической системы предполагает наличие определенных ритмических (ритмообразующих) единиц и их собственную иерархию («цифровую» структуру). В 30-е гг. XX в. А. М. Пешковский (1878 – 1933) предложил рассматривать структуру ритма речи как иерархическое многоступенчатое образование, состоящее из некоторого количества взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц (слог – такт (ритмическая структура) – фонетическое предложение – интонационное целое). Ученый также отмечал, что при изучении ритма речи необходимо рассматривать все компоненты просодии и интонации (в перцептивном аспекте) – мелодический, динамический, временной (паузирование и темп) и тембральный – особенно мелодический, поскольку мелодия речи является тем фокусом, в котором скрещиваются ритм, синтаксис, словарь и все так называемое “содержание” (семантика) [45]. Данной точки зрения придерживаются и другие исследователи, например, Д. И. Андреева, А. М. Антипова, Е. А. Бурая, Г. М. Вишневская, Л. В. Златоустова, Н. Д. Климов, О. Ф. Кривнова, А. Коваленков, А. В. Луначарский, В. В. Потапов, М. Риис, Б. В. Томашевский, Л. И. Тимофеев, Н. В. Черемисина-Ениколопова и др. На современном этапе развития вербальной ритмологии установлено, что иерархия ритмических единиц отражена как в письменных, так и в устных, звучащих текстах. Анализ ритмической организации письменных текстов показал, что функции ритмических единиц могут выполнять практически все речевые сегменты: звуковая единица (гласный, согласный), слог, ритмическая структура (РС, термин проф. Л. В. Златоустовой), синтагма, строка, строфа (период) – в стихе; РС, синтагма, (ступень или ступенчато-тональное образование – по классификации проф. А. А. Антиповой), фраза, сверхфразовое единство (фоноабзац) – в прозе. Перечисленные сегменты становятся ритмическими единицами в том случае, если они обладают сходностью и соизмеримостью/изохронностью (на уровне восприятия) и квазипериодически повторяются в определенном речевом отрезке. Количество единиц в ритмической системе и их состав может меняться в зависимости от иллокутивного намерения говорящего [46].

Ритмические единицы также могут быть разделены на три группы: малые (мелкие), средние и крупные. К малым единицам относятся звуковые сегменты и слоги, являющиеся элементами строевого порядка (односторонние единицы). Средней ритмической единицей является РС, которая считается связующим звеном между малыми и крупными ритмическими единицами. РС часто совпадает со словом или словосочетанием. В этом случае РС можно отнести к разряду значимых (двусторонних) единиц. Сложная РС содержит два или более ударных слогов и представляет собой, как правило, словосочетание или фразу. Следовательно, сложная РС часто является смысловой единицей. Однако наряду с подобными случаями есть и такие, когда слово состоит из двух или более РС. В этом случае РС не может быть отнесена к числу значимых единиц. Крупные ритмические единицы (синтагма, фраза, ступень, СФЕ, строка, строфа) являются двусторонними единицами и выполняют интегрирующую и семантическую функции. РС могут быть простыми или сложными, различаясь при этом по семантическому принципу – смысловым квантам. Анализ ритмической организации спонтанной речи показал, что ритмическую систему этого типа речи образуют не только сегменты, находящиеся в иерархической взаимосвязи (РС – синтагма – фраза – сверхфразовое единство), но и сегменты, которые не образуют такой иерархии. Так, ритмический ряд могут образовывать фонационные сегменты, которые не всегда совпадают с завершенным смысловым куском, поскольку в местах сильных семантических связей возникают обычно паузы хезитации. Ритмический ряд может образовываться при помощи комбинации фонации с последующей паузой. Такие сегменты, как фонация (продукция речи) и пауза, а также реплика и сочетание реплик, не вписываются в иерархию единиц ритма письменной речи. Ритмическая система спонтанной речи не ограничивается иерархическим построением, она имеет более сложную структуру [47].

Вербальный ритм также является полифункциональным феноменом. В качестве основных ритмообразующих функций или функций ритмической организации звучащего дискурса и текста различной функциональной направленности можно выделить следующие [48, 49, 50]:

- интегрирующая (организующая, конститутивная) функция;

- дезинтегрирующая (сегментирующая) функция;

- смыслообразующая (семантическая) функция (т.е. вычленение основных единиц ритма (РС, синтагма, фраза, сверхфразовое единство) происходит не только на просодическом уровне, но и на семантическом);

- выделительная (информативная) функция (т.е. выделение важной информации);

- эмфатическая (эмоционально-экспрессивная, модальная) функция;

- эстетическая функция;

- суггестивная функция;

- стилистическая (стилеобразующая) функция и др.

Выводы

Вербальный ритм, или ритм речи, как объект вербальной ритмологии является неотъемлемым свойством системы языка и речевой деятельности. Ритм речи пронизывает все слои языковой системы и во многих своих чертах носит универсальный характер. Исследования ритма речи в современной теоретической фонетике (главным образом в интегративной/системной парадигме описания явления), на наш взгляд, опираются на следующие основные критерии: а) квазипериодический характер ритма речи (ингерентное свойство этого явления), б) системный характер ритма речи (уровни, единицы, функции) в) иерархию единиц, входящих в ритмическую систему конкретного языка и в) качественно-количественное (сегментно-просодическое) оформление квазипериодичности элементов, возникающих в звучащем речевом континууме. Указанные критерии следует учитывать при обучении ритму иноязычной речи в ситуации мультилингвизма и билингвизма в условиях языковой (русской) интерференции, поскольку в процессе речевой (нативной и ненативной) деятельности ритм речи формируется всеми компонентами просодии и должен отрабатываться одновременно с ними, поскольку ритм речи – системное явление, пронизывающее систему языка в целом. Квазипериодичность, субъективная изохронность (квази-временно?е однообразие) и фонетическое сходство элементов английского ритма требует тщательной работы над ними. Таким образом, интегративный (системный) подход к ритму речи позволяет обеспечить взаимодействие теории и практики в обучении иноязычной звучащей речи.


Библиографическая ссылка

Вишневская Г.М., Зверев М.Э. О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ИЗУЧЕНИЯ РИТМА РЕЧИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД // Научное обозрение. Филологические науки. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-philology.ru/ru/article/view?id=3 (дата обращения: 20.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674